Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Пресса о Азеевских земляках

Упоминания о Азееве в прессе

 

     Если о Касимове и касимовских татарах издано несколько глубоких работ, то об истории татар-мишарей Рязанской области почти ничего не написано.
Татары- мишари жили в рязанском ареале еще задолго до образования Касимовского ханства. Поэтому черты их материальной культуры во многом архаичны. Современные села их были основаны еще в ХVI-ХVII веках. Большинство жителей традиционно занималось земледелием и животноводством, местами пчеловодством. Местные жители умели хорошо торговать. В памяти стариков сохранились воспоминания о знаменитых ярмарках, проходивших в с. Азеево - центре здешних татар. До сих пор сохранились в Азееве каменные двухэтажные дома - свидетельство зажиточности его жителей. О богатстве местных татар говорят и многочисленные кирпичные амбары (клят), которые автор этих строк видел в селах Азеево и Иванково. Была здесь и широкая сеть многочисленных мечетей, мектебов, а с начала XX в. и земских школ.
     Ныне татарское население здешних мест значительно сократилось. Воспоминаниями о некоторых татарских деревнях (Чернышеве, Богданове, Большой Студенец) остаются лишь старинные мусульманские кладбища с арабскими письменами на памятниках. Но вместе, с тем, есть и села с татарским большинством населения. К примеру, в с.Бастаново Сасовского района в 1999 году была реконструирована и открыта старинная мечеть. Население села заметно увеличивается за счет своих земляков, возвращающихся из всех окраин бывшего Советского Союза в родные края.
Конечно, процесс возрождения духовности очень долог. Ощущая себя частью великой семьи татар, местные представители этого древнего народа зачастую плохо разбираются в своей истории, забывают родной язык. А это главное, что делает татар татарами. Поэтому неоценима роль старшего поколения, призванного осуществлять миссию духовного и нравственного наставничества. И такие люди есть. К примеру, в с. Бастаново живет Гульсум-ханум Давликамова, которой исполнилось 95 лет. Без ее участия не обходится ни одно собрание верующих в селе, в каждом доме она желанная гостья. Помимо чтения Священного Корана Гульсум-ханум разъясняет мусульманам суть Ислама, доказывая своим жизненным примером, что человек в любом деле найдет силы в вере.
      Веками местные татары жили в дружбе с русскими. Автору приходилось видеть в с. Азеево русских людей свободно владевших татарским разговорным языком. А уважение к языку и культуре соседа является символом подлинной дружбы народов.
    Над древней рязанской землей прошумели ветры столетий. И все эти века здесь живут татары. Интерес к их культуре и истории существенно возрос в последнее время, хотя тесные связи местных организаций с Татарстаном еще только налаживаются. Своеобразие и самобытность татар Рязанской области начали привлекать новых исследователей.
   

 

ОГОРОДАМИ — НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ


 

От рязанского села Азеева до главной местной достопримечательности можно дойти за пять минут. Надо только спросить, где стоит дом Дороговых. Всякий житель Азеева вам подскажет — пойдете мимо огородов, прямо-прямо — и вот она, ваша Красная площадь. Смотрю и дивлюсь — она, самая! К дому Алексея Васильевича Дорогова пристроена Спасская башня с часами и пятиконечной звездой, а в огороде за раскидистыми яблонями стоит "собор Василия Блаженного”. В миниатюре, конечно.

Сюда, в Кремль, шли к Дорогову односельчане за помощью. И он был лучше любого президента, потому что не говорил длинных речей, не призывал надеяться только на свои силы, а делал сразу то, о чем просили. Клал печи и камины в избах, показывал фокусы детворе, вырезал из дерева маски и целые скульптуры на заказ. А также лечил людей от хворей в местной участковой больнице, где работал фельдшером. В советские времена пристроил к дому "спасскую башню”, а когда начался в России христианский ренессанс, обрел вдохновение на строительство домовой церкви в стиле храма Василия Блаженного. Выйдя на пенсию, он стал чаще обращаться в своих работах к религиозной тематике: писал на фанере маслом иконы и лики святых. Настолько преуспел, что многие церкви с радостью принимали в дар многие его творения.

…Поездка к Дорогову все откладывалась и откладывалась. Когда я наконец приехал в Азеево, мастер уже был далеко. Он простился с этим миром, раздав односельчанам многие свои поделки и оставив после себя светлую память. Ветшает постепенно "собор Василия Блаженного” и блекнет звезда на "спасской башне”. А в доме резной бюст Аристотеля задумчиво смотрит на книжные шкафы с богатой библиотекой русских классиков, словно пытаясь своей логикой постичь тайну и тленность жизни и смерти...

Почему-то вспомнилось некрасовское: "Придет ли времечко, когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет?” Но этот русский мужик принес большее. Когда в сельпо не хватало на всех спичек и хлеба, наряжались избы в резные наличники и посреди картофельного поля строилась "спасская башня”.

В молодости Алексей Дорогов, увлекавшийся столярным делом, мечтал построить лодку, чтобы переплыть на ней реку Мокшу. Мне кажется, что эта лодка получилась у него крепкой, как крейсер, и красивой, как парусный фрегат. На ней он, наверное, достиг другого берега, куда рано или поздно причаливают все странники.

Газета «ТРУД» № 178 от 23.09.2000 г. Соколов Дмитрий.

 

Не стоит село без храма

 

      По-разному приходят люди к вере, все равно какой - православной ли, мусульманской... Иногда только в конце жизненного пути наполняется для людей слово Божье сокровенным смыслом. Стояли бы только целыми храмы и мечети, не зарастала бы к ним тропа. В древнем, татарском селе Азеево, куда мы завернули, совершая наше путешествие по Ермишинскому району, я услышал историю про женщину, которая в 65 лет, пережив в своей жизни немало трагических событий, выучила арабский язык и начала проводить богослужения в местной мечети. (Бисерова Фарида Ханифовна) Правда, сама деревянная мечеть давно обветшала и мало приспособлена для того, чтобы, по мусульманскому обычаю, быть и религиозным, и социокультурным центром.

Подвигли тогда местные жители председателя одного из лучших сельских хозяйств района - кооператива "Азеевское" - Рустама Равильевича Бекбулатова на строительство новой каменной мечети. Об этом он и сам давно подумывал. Возведен уже первый этаж здания, осталось достроить минарет высотой 30 метров. И уже в конце нынешнего - начале следующего года село огласит протяжное пение муэдзина.

В Азеево, в дом родителей, приезжает на отпуск Игорь Алексеевич Дорогов, врач из Подмосковья. Он и вручил мне свое стихотворение, которое назвал "Легенда об Азееве".

Своей православной церкви в Азееве не было. И решил отец Игоря - местный умелец, мастер на все руки Алексей Васильевич Дорогов построить домовую церковь у себя в саду. Через два года рядом с развесистыми яблонями восстал деревянный храм - почти копия в миниатюре собора Василия Блаженного. Иконостас, иконы, резные подсвечники внутри - тоже творение рук Алексея Васильевича. О нем мы еще расскажем в нашей газете.

К сожалению, в эту нашу поездку Алексей Дорогов встретить нас не смог. Мастер ушел из жизни. И когда я фотографировал в его доме деревянные скульптуры, маски, сын Игорь достал бережно хранимые вырезки из разных газет с публикациями об Алексее Васильевиче. На глаза попался фоторепортаж моего бывшего коллеги Станислава Пастушенко. Давно нет с нами ни Стаса, ни Алексея Дорогова. И подумалось: что же остается? Газетные статьи, деревянные скульптуры... Но и они когда-нибудь пропадут, забудутся, исчезнут. Останется энергия вечной тишины. И колокольный звон, плывущий над ермишинской землей в густеющих сумерках.

 

Газета Рязанские ведомости.

Категория: Мои статьи | Добавил: garidoro (16.03.2015)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость