Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Пресса о Азееве

Из Азеева – с любовью!

       Какие же они были вкусные! Эти – ацелы катлама и цецели катлама, бялеши и кэчерук бялешь из духовки, а также пирожки пярямяч и еще многое другое.
У гостей сложилось впечатление, что они попали на фрагмент праздника сабантуй, который временно переехал из села Азеево в Рязань. Здесь, в центре Рязани, шел рассказ о традициях и корнях этого уникального на карте Рязанщины места – села Азеево.
Умид Хасанович Бурнашев рассказал легенду о том, как сохранилось на рязанских просторах татарское село со своим укладом жизни. Оказывается, когда царь послал солдат для крещения татарских сел, в ту весеннюю пору очень сильно разлилась река Мокша. И миссионеры не решились идти дальше, на восток, повернули обратно.
Кстати, фамилия Бурнашев тоже имеет свою историю. Считается, что местное население схоронилось от солдат в здешнем бору, и когда солдаты отступили от села, то старейшины воскликнули: «Бор наш!». От этих слов и пошла фамилия, которую сейчас носят многие жители Азеева.
– А как жили в древние времена татары? – поинтересовались мы у старосты села Умида Бурнашева.
– Хорошо жили, – ответил он, – занимались в основном земледелием.
В этом селе живет очень дружный и трудолюбивый народ. В 1929 году здесь был образован колхоз «Верный путь», вступали в него, в первую очередь, бедняки. В Азееве было четыре ветряных и две паровые мельницы, две кузницы, две канатные фабрики и огромные заливные луга.
– Я хорошо знаю здешние места, – говорит Умид Бурнашев, – потому что сам здесь родился, окончил среднюю школу. Отец мой был учителем русского языка, и я решил продолжить его дело: поехал учиться в Среднюю Азию, в Ферганский педагогический институт. В Фергане тогда жили наши родственники.
После окончания института работал Умид в Андижанской области: учителем, инспектором роно, в райкоме партии. Десять лет он трудился в Средней Азии.
Вернувшись в Азеево, стал работать завучем в детском доме, а затем – директором. С 1961 по 1978 год он проработал директором одного из лучших детских домов области. В дальнейшем его назначили директором школы, которую он сам когда-то заканчивал. За свои успехи Умид Хасанович удостоен звания «Заслуженный учитель России».
Сейчас он на пенсии. Но Умид Хасанович не сидит дома – он староста села и председатель совета ветеранов. Участники Великой Отечественной часто выступают перед односельчанами, в районе, делятся своими воспоминаниями. Самое важное для них направление – работа с детьми и молодежью.
О том, что в Азееве чтут и развивают наследие своих предков, мы убедились на презентации села. Азеевские народные фольклорные татарские ансамбли «Сабантуй» и «Афифя» исполнили песни и танцы, поиграли со зрителями в народные игры и забавы.
Отрадно, что они показывают свое искусство представителям других народностей. Ведь в Азееве живут представители 12 национальностей и прекрасно ладят друг с другом, уважительно относятся к истории и культуре своих соседей.
А история только одного села Азеево, как уже говорилось выше, богата и удивительна. Сейчас здесь возрождается мусульманская община. Директор ООО «Азеевское» Рустам Бекбулатов построил новую мечеть.
В селе помнят и чтят знатных односельчан. Это – Салих Ерзин, основатель Московской соборной мечети; Фикрят Табеев, посол СССР в Афганистане, заместитель Председателя Совета Министров РСФСР; Захида Бурнашева, поэтесса, и многие другие. Обо всех говорилось на этой презентации.
– Замечательный праздник, – делится своими впечатлениями Анатолий Карпус, председатель совета регионального отделения общественной организации «Ассамблея народов России». – Очень понравилось выступление азеевских артистов, поэтов. Народная культура – очень многогранна. И ее необходимо сохранять, развивать и пропагандировать.
По словам директора областного научно-методического центра народного творчества Елены Шаповской, центр и в дальнейшем будет работать над сохранением и пропагандой культурного наследия Рязанской области. Задача этнопроекта «Моя малая родина», в рамках которого и состоялась презентация села Азеево, – познакомить рязанцев с самобытным искусством, традициями, обычаями, обрядами наших земляков. Так что впереди нас ждут новые встречи с народным искусством Рязанщины.

Газета "Рязанские ведомости"

Категория: Мои статьи | Добавил: garidoro (16.03.2015)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость